Узбекская музыкальная культура В КАЖДОМ ЗВУКЕ ЦЕЛЫЙ МИР

Узбекская музыкальная культура  В КАЖДОМ ЗВУКЕ ЦЕЛЫЙ МИР

Сохранившиеся исторические памятники и рукописи свидетельствуют о том, что у узбекского народа развитая и самобытная музыкальная культура. Так, при раскопках в Ферганской долине, археологами были обнаружены скульптурные изображения музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. 

Выдающийся философ-энциклопедист Х века Али Мухаммад Фараби был первым ученым, писавшим о музыке. Из трактатов Дервиша Али, жившего в ХVII веке, мы узнаем о том, что народные музыкальные инструменты – танбур, най, чанг, рубаб, кобуз, гиджак, сетар, сурнай, ногора и дойра были широко распространены задолго до описываемой им эпохи.

Из истории нам известно, что на протяжении веков области Узбекистана были раздроблены и входили в состав различных, часто враждовавших между собой, ханств. В результате этого создавалась обособленность, отразившаяся и на музыке. Тем более неудивительно, что музыка, к примеру, Ташкентской области и Ферганской долины отличаются от музыки Хорезма, равно как музыка Хорезма – от музыки Бухары и Самарканда.

Искусство изготовления музыкальных инструментов, равно как и сама музыка, имеет древние корни. Любой сазгар – мастер по изготовлению музыкальных инструментов, стремится к построению инструмента определенного звукового качества. И поэтому мастер всегда учитывает – влияет ли та или иная внешняя отделка на звукообразование, поскольку основным в музыкальном инструменте всегда остается качество звука.

Подобно тому, как мелодии передавались в течение веков от одного музыканта к другому, так и искусство изготовления музыкальных инструментов переходило от мастера к мастеру. Исследователи музыкальной культуры отмечают богатство и разнообразие узбекского народного инструментария. Но сегодня хотелось бы рассказать о некоторых инструментах, хранящихся в фондах нашего музея.

Дойра. Этот инструмент, пожалуй, наиболее распространенный в Узбекистане. Дойра или, по-другому, чилдирма, обязательно сопровождает узбекский танец, аккомпанирует певцу и инструментальному исполнению. Най – один из разновидностей духовых инструментов. Этот тип флейты распространен во многих странах, особенно на Востоке. В фондах нашего музея хранится деревянный (ягач) най. Известный как сольный, нежные звуки с приятным флейтовым тембром этого инструмента можно слышать по радио и со сцен театров. У ная шесть отверстий, и при игре на нем пользуются шестью пальцами: тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой. Пальцами закрывают отверстия полностью или наполовину, что зависит от извлекаемого звука.

По популярности дутар не уступает дойре. Двухструнный  щипковый инструмент, он распространен также у таджиков, уйгуров, туркмен, каракалпаков, иранцев и некоторых других народов. В прошлом дутары, как и все деревянные инструменты, изготавливались способом долбления. Иногда клееные корпуса создают впечатление цельных – так удачно мастера подбирают древесные волокна отдельных пластин – клепок и так искусно их склеивают. В Бухаре, Хиве, Каракалпакстане встречаются корпуса дутаров, склеенные из двух пластин, в Самарканде – из четырех, в Ташкенте, Коканде и некоторых других городах – из десяти-двенадцати. Дутары из нашего музея состоят из десяти пластин.

Дутары отличаются и по размеру, соответственно отличаются и по тембру звучания. Дутар является одним из богатейших музыкальных инструментов узбекского народа по разнообразию способов извлечения звуков. Он остается любимым инструментом домашнего музицирования, в то же время превратился в концертный инструмент.

В наших фондах имеются также танбуры, которые относятся к группе струнных инструментов. Внешне они отличаются величиной корпуса, длиной грифа и количеством струн. У нас в стране наиболее часто встречаются трех- и четырехструнные танбуры. По популярности танбур не уступает дутару. Инструмент древнего происхождения, о танбуре упоминается в средневековых трактатах, а его изображения часто встречаются в миниатюрной живописи. Нельзя не отметить, что Дервиш Али назвал танбур “учителем всех музыкальных инструментов”.  Хофизы любят исполнять под танбур макомы, содержащие в себе лирические переживания.

И немного о рубабе. Рубаб бывает кашгарский и афганский. Первый имеет характерную деталь в виде пары рогообразных завитков. Он, как и афганский рубаб, распространен в Таджикистане и в китайском автономном районе Уйгур-Синьцзян. В нашей стране, а также в Таджикистане чаще встречается афганские рубабы, изготовленные афганскими мастерами.

В фондах нашего музея также есть чанг – древнейший струнно-ударный инструмент. Звук извлекается ударами  специальных деревянных палочек по струнам, которых на этом инструменте сорок-пятьдесят, а на некоторых до семидесяти двух. На чанге исполняются не только узбекские мелодии, но и классические произведения русских и западноевропейских композиторов.

 

Шахло АБДУЛЛАЕВА,

старший научный сотрудник областного Государственного музея истории и культуры.