(Русский) ДВА ПОТРЯСАЮЩИХ ДНЯ В ХОРЕЗМЕ

(Русский) ДВА ПОТРЯСАЮЩИХ ДНЯ В ХОРЕЗМЕ

ДВА ПОТРЯСАЮЩИХ ДНЯ В ХОРЕЗМЕ

Журналистская профессия предполагает не только служебные командировки для сбора материала, но и поездки, пусть и редкие, по региону и стране. Новые впечатления от встреч с интересными людьми, коллегами, посещения достопримечательностей не только поднимают настроение, но и наводят на размышления, дают импульс к написанию статей на новые темы.

Недавно, по инициативе областного отделения Творческого союза журналистов, группа сотрудников ферганских СМИ провела два потрясающих дня в Хорезме. “Мы открыли в стране туристический сезон”, говорили они,  ставшие одними из первых пассажиров нового авиарейса “Ургенч-Фергана”, открывшегося после большого перерыва в авиасообщении, вызванного пандемией. Нам, первым ласточкам внутреннего туризма, были весьма рады и сотрудники “Узбекистонхавойуллари”, и представители гостиничного бизнеса, и многочисленные розничные торговцы из Ичан-калы, предлагавшие разнообразные изделия ремесленников.

Несколько слов об Ургенче, главном городе Хорезмской области. Это красивый, молодой, хотя и с древней историей, современный город, в котором, в отличие от Хивы, древние постройки практически не сохранились. Но это нисколько не умаляет его достоинств.

В Ургенче проживает более 190 тысяч человек, город расположен всего в 6 километрах от Амударьи. Ургенч пересекает широкий канал Шават, больше напоминающий реку. Неподалеку от побережья установлен величественный памятник ЖалолиддинуМангуберды, сыну хорезмшаха, возглавившему борьбу Хорезма против монгольского вторжения. Привлекает внимание символический памятник, установленный священной книге зороастризма – “Авеста”. В музее Хорезмского областного отделения международного фонда “Олтинмерос” – более двух тысяч экспонатов – изделия ремесленников, в том числе гончаров, предметы этнографии, старинные книги, написанные на арабской графике, – подробно рассказывают о древней культуре и истории хорезмийцев, вызывающих неподдельный интерес как у соотечественников, так и у иностранных гостей, посещающих Хорезм.

ВСТРЕЧА С ТЕЛЕЖУРНАЛИСТАМИ

Около полутора часов полета, позволившего “вживую” понаблюдать из иллюминатора авиалайнера А-320  за “физической картой Узбекистана” от западной до восточной его части, и мы в центре Хорезмской области – Ургенче. После кратковременного отдыха в четырехзведочной гостинице “Узбекистан”, едем в Хорезмскую телерадиокомпанию, расположенную в красивом здании с  лаконичным фасадом с элементами  национальной архитектуры. На его строительство из государственного бюджета было выделено 26 млрд. сумов, а теперь, по словам председателя УткираМаткурбонова, еще 40 млрд. сумов выделят на приобретение современной технической телеаппаратуры и другого необходимого оборудования!

Пожалуй, по оснащенности и условиям работы Хорезмское телевидение – лучшее во всей стране. Каждая передача снимается в отдельной студии с соответствующей декорацией. В одной из них мы стали свидетелями съемки очередного выпуска утренней передачи “Ассалом, Хоразм!”. В отдельных студиях снимают ток-шоу “Бор гап шу” и “Кизим, сенгаайтсам”. Оснащенные необходимой аппаратурой кабинеты режиссеров, звукорежиссеров, специалистов по монтажу, гримерная…

После экскурсии по телерадиокомпании, в длинных коридорах которой нетрудно заблудиться, ее председатель – УткирМаткурбонов приглашает коллег и ферганских журналистов в актовый зал. В теплой и искренней атмосфере состоялась здесь встреча представителей СМИ двух регионов страны. На ней выступили – главный редактор газет “Фаргонахакикати” – “Ферганская правда” МухаммаджонОбидов, редак-

тор Хорезмского телевидения Бекпошша Ходжаева, заведующие отделами редакции газеты “Фаргонахакикати” СевараАлижонова, БотирМадиёров, поделившиеся впечатлениями о первом дне пребывания в Ургенче и, естественно, о телерадиокомпании.

С воодушевлением была принята ферганскими журналистами новость об ответном визите хорезмских коллег в Фергану в мае этого года. 

АКАДЕМИЯ МАЪМУНА

В ХИВЕ

На второй день с утра троллейбусом едем в Хиву, где посещаем Хорезмскую Академию Маъмуна.  В памяти у ферганцев академия, естественно, вызывает имя великого ученого Ахмада аль-Фаргоний, чья деятельность протекала во время правления халифа аль-Маъмуна, правнука второго халифа династии Аббасидов — аль-Мансура. При правлении последнего в Багдаде, столице халифата, началась работа по переводу на арабский язык древнегреческих и индийских сочинений по разным отраслям знаний. Работа продолжилась при последующих правителях, в том числе при ал-Маъмуне. В Багдаде действовала академия наук той эпохи (вторая половина VIII века) – «Дом мудрости», в котором работали многие выдающиеся ученые; особое внимание уделялось точным наукам – математике, астрономии; здесь впервые на арабский язык были переведены труды древнегреческих ученых – «Начала» Евклида и «Альмагеста» Птолемея. Аль-Маъмун покровительствовал ученым, и время его правления считается периодом процветания Багдадской научной школы. После назначения отцом Харуном ар-Рашидом наместником в Хорасане, аль-Маъмун избрал своей резиденцией Мерв (сейчас город в Туркменистане), где провел долгие годы своей жизни. Живя в Мерве, аль-Маъмун собрал вокруг себя видных среднеазиатских ученых, которые после его победы в борьбе за власть переселились вместе с ним в столицу халифата – Багдад. Среди них были знаменитые ученые Мухаммад аль-Хорезми и Ахмад аль-Фаргоний. ВС Академией Маъмуна связаны имена и таких известных в мире ученых, как Абу Али ибн Сина и Абу РайханБеруний. Ученые из «Дома мудрости» внесли огромный вклад в развитие математической, астрономической и других наук. Достаточно сказать, что им удалось провести измерение длины градуса меридиана для того, чтобы уточнить найденную в древности величину окружности Земли. Хорезмская академия Маъмуна создана в Хиве в соответствии с указом Первого Президента Узбекистана от 1997 года. Она является региональным отделением Академии Наук Узбекистана, с 2013 года издает научный журнал  – “Вестник Хорезмской Академии наук”, при ней работает музей.   

В Академии Маъмуна в Хиве состоялась незабываемая встреча ферганцев с сенатором, ученым ГавхаржонДурдиевой. Как заведующая лабораторией, она рассказала о результатах изучения распределения, биологии и популяционной структуре термитов, наносящих урон деревянным резным колоннам, украшающим мечеть и другие памятники архитектуры в Ичан-калъе. Как оказалось, эти насекомые поедают деревянные колонны и другие элементы из этого материала. С течением времени, нормальные на вид колонны изнутри оказываются полыми и, в конце концов, разрушаются, превращаяь с кусок дерева. Лабораторией рекомендовано использовать энтомопатогенные грибы, зарекомендовавшие себя эффективным средством в борьбе с термитами.

МУЗЕЙ НЕМЦЕВ-МЕННОНИТОВ   

Несведущий читатель может возразить: “В газетный материал вкралась ошибка. Какой музей немцев-меннонитов может быть в хивинской Ичан-калъе?”.

Ичан-калъа – всемирно известный музейно-исторический заповедник, главная достопримечательность, и не только Хивы, но и всего Хорезма. Это старинный город в городе, со всех сторон окруженный высокими неприступными глиняными стенами, представляющими собой оборонительное сооружение. На территории города-цитадели – ханские дворцы, мечети, медресе, мавзолеи святых, шейхов,  правителей.Вневероятной красоты мавзолее покоится прах Пахлавана Махмуда – поэта, ремесленника, зарабатывавшего на жизнь дублением кожи и обладавшего недюжинной богатырской силой. Мавзолей служит местом паломничества мусульман, глубоко почитающих Пахлавана Махмуда как пира – святого покровителя города. А на небольшом кладбище можно увидеть могилу замечательного поэта и просветителя АвазаУтара, умершего в 1919 году. 

Музей немцев-меннонитов в Ичан-калъа, пожалуй, самый молодой объект на территории города-крепости. Идея создания его появилась после посещения Хивы делегацией потомков немцев-меннонитов, живших в селении Ак-мечеть.

Меннониты – последователи жившего в XVI веке католического священника Менно Сименса – предводителя Анабаптистского движения в Нидерландах. Он утверждал, что верующие должны быть баптистами в борьбе за веру, и что христиане не должны убивать других людей. Церковь не признавала Менно, из-за чего он и многие его последователи были казнены, а оставшиеся в живых бежали.  Во второй половине XVIII века меннониты из Германии перебрались в Россию, а оттуда – в Америку и Среднюю Азию. Причина – нежелание нести службу в армии по той причине, что они, христиане, не должны лишать жизни других. В 1881 году меннониты появились в селении Зирабулак, что неподалеку от границы с Бухарой.  Местные жители приютили меннонитов и даже предоставили в их распоряжение мавзолей Кук Ота… для воскресных богослужений. Через год по приглашению Хивинского хана Мухаммада Рахимхана II меннониты перебрались в Хорезм. Хан не только выделил им 50 гектаров земли в селении Ак-мечеть, но и наделил их «лагерь» (макет его можно увидеть в музее), окруженный забором, статусом охраняемого общества. Благосклонность правителя, гостеприимство местных жителей, конечно же, свидетельствуют о толерантности, их сочувствии к судьбе многострадальных чужестранцев, пусть и иной веры.

Немцы-меннониты занимались земледелием, животноводством и разными ремеслами, изготовлением мебели, например. Один из школьных учителей – Вильгельм Пеннер, увлекался фотографией. Он дружил с будущим отцом узбекского фото- и  киноискусства ХудайберганомДевановым, которого научил фотографировать. Именно Пеннеру мы обязаны тем, что Деванов стал первым фотографом и оператором Средней Азии. В 1908 году, в составе делегации Хивинского хана, он посетил Санкт-Петербург. После отбытия делегации на родину, Деванов два месяца изучал фотодело и привез с собой кино- и фотокамеру. Увеличенные фотоснимки, на которых запечатлены картины жизни в начале ХХ века, можно увидеть на выставке во дворце Убайдуллы-хана. 

…Многие из нас мечтают посетить далекие страны, но и в нашем Отечестве немало городов с богатейшей историей, поездка в которые обогащает знания по родной истории, вызывает чувство гордости за свою страну, не говоря о массе впечатлений… 

Тамара ТАШМАТОВА.

Фото Элёра ОЛИМОВА.